Столкновение искусства с модой
и столкновение моды с искусством.
Часть 1.

Ив Сен-Лоран.
Дорогие друзья, уверена, многие из вас неоднократно видели изделия, описанные в этой статье - тема изрядно "избитая" в соцсетях. Мне захотелось раскрыть её вдумчиво, неторопливо и наслаждаясь той информацией, которую находила в книге, на сайтах музеев и аукционов.
В век неудержимого развития ИИ (искусственного интеллекта), считаю правильным не забывать о своём - вся информация в моих статьях - это материал, собранный по крупицам "вручную" без помощи ИИ. В своей статье я использовала материалы книги "Мода и искусство" (Коллегия авторов), музея Метрополитан, музея Ива Сен-Лорана, аукционного дома "Кристис" и сайта artchive.ru.
Моду, в первую очередь от-кутюр, которая создаётся вручную и не предназначена для масс-маркета, порой рассматривают как искусство.
"Как и кинематограф, живопись, музыка, литература , поэзия и т.д., мода является искусством, если её создаёт художник."
— Пьер Берже, спутник жизни Ива Сен-Лорана.
Но является ли мода искусством? Кому это решать? И при каких обстоятельствах модельеров стали уподоблять художникам?
Традиционно к моде относились скорее с пренебрежением - как к чему-то поверхностному, недолговечному и плотскому. Критики-культурологи описывали моду как "любимое дитя капитализма", утверждая, что изменения стиля в одежде объясняются исключительно жадностью капиталистов и доверчивостью потребителей, поскольку каждая "последняя" новинка моды никогда не бывает красивее и функциональнее своих предшественниц. Так, несмотря на присущие моде эстетические составляющие, она обычно рассматривалась как предмет потребления, в то время как искусство ассоциировалось с более высокой эстетической сферой. Конечно, картины и скульптуры - тоже товар, но искусство обычно преступает через границы этого статуса, тогда как мода кажется погрязшей в своей коммерческой сущности.
А если мода попадает в контекст музейного или галерейного пространства, присущая ей ценность коммерческого продукта для массового рынка преобразуется в ценность художественной инсталляции. Словно по мановению волшебной палочки, произведение моды освобождается от своей стремительно несущейся к финалу коммерческой роли и занимает место в новой системе ценностей - теперь это не просто изысканный товар, но еще и коллекционный предмет.
Начиная целую серию статей, посвященную теме "Мода и искусство", я бы хотела начать именно с творчества Ива Сен-Лорана. Почему? Давайте разбираться вместе...
Сен-Лоран не претендовал на грандиозность; он никогда не сравнивал себя с Ван Гогом или Пикассо, интерпретируя их работы. Он был знатоком культуры и страстным коллекционером произведений искусства, украшая свой дом работами Де Кирико, Сезанна, Гойи, Пикассо и Мондриана.
Он подчёркивал, что его дань уважения была результатом глубокого восхищения формой искусства.
«Я не копировал их — кто бы осмелился на такое? Я хотел установить связь между картиной и одеждой».
— Ив Сен-Лоран.
Интеграция искусства в его дизайн была продиктована искренним восхищением. Подобно тому, как мы наполняем свою жизнь в социальных сетях, делясь фотографиями того, что нам нравится, заявляя о своих ценностях и рассказывая о своих путешествиях, Сен-Лоран наполнял свою жизнь мировоззрением и выражал его через выбранную им среду — одежду.
Дом мод Ива Сен-Лорана.
1965 год.
Коллекция осень-зима 1965 года была представлена Ивом Сен-Лораном 6 августа.
Большинство из 106 моделей в коллекции соответствовали классическим традициям высокой моды. В ней были повседневные и официальные наряды, коктейльные платья, вечерние наряды и меха. Силуэты были чёткими и простыми, а цвета — спокойными.
Однако именно коктейльные платья вызвали настоящий ажиотаж в коллекции 1965 года.
С их помощью Ив Сен-Лоран придал своей коллекции современный вид. Он черпал вдохновение в книге, которую ему мама подарила на Рождество: «Пит Мондриан. Его жизнь, его творчество» Мишеля Сёфора (1956 г.). Двадцать шесть из ста шести моделей на выставке перекликались с работами художника.
Сен-Лоран закладывал основы утончённой эстетики, ориентированной на простые фасоны и геометрические линии. Это решение было продиктовано его желанием создавать платья, состоящие из цветов, а не просто из линий. По его мнению, мода должна была перестать быть статичной и двигаться.


Все платья из серии "Мондриан" были выполнены из высококачественных шерстяных тканей. Каждая деталь - каждый белый или цветной прямоугольник, каждая черная полоса - была отдельно выкроена. Детали сшивали тщательно, кропотливо, уделяя внимание каждой мелочи, чтобы в результате получилось то, что специалисты в области истории костюма привыкли называть серией шедевров высокой моды.
Так, одно из этих платьев, обозначенное в каталоге дома моды как "Номер 81", действительно поражает своей схожестью с картинами Мондриана начала и середины 1920-хгодов. Сегодня "Номер 81" признан выдающимся произведением, статус которого окончательно подтвержден тем, что оно является частью коллекции Метрополитен музея.

Простоту наряда подчёркивала пара туфель, созданных Сен-Лораном и изготовленных дизайнером Роже Вивье. Это были чёрные лодочки с большой квадратной пряжкой из золота или серебра. Героиня фильма «Дневная красавица», которую сыграла Катрин Денёв, выбрала их для съёмок. Модель оказалась настолько удачной, что в итоге была названа в честь фильма.
Чтобы дополнить простой и элегантный силуэт, Сен-Лоран также создал пару двухцветных серёг геометрической формы, напоминающих абстрактное искусство. В некоторых моделях он также добавил маленькие шапочки в форме шара, повторяющие цвета платьев в стиле Мондриана.
Сам Ив Сен-Лоран так говорил об этих моделях:
"В противоположность тому, чего можно было бы ожидать, строгие линии этих картин очень хорошо соотносились с формами женского тела; у туфель был низкий каблук и серебряные пряжки, а подол я максимально укоротил - в результате этот ансамбль вызвал шок".
Впоследствии эти платья изменили связь между модой и искусством, превратив картину в ожившее произведение искусства в своего рода «манифест». Сен-Лоран "присвоил себе работу художника", превратив двухмерную картину в трёхмерное платье, которое было таким же мощным, как и оригинал.
"Мондриан — это чистота, и дальше в живописи идти некуда. Мондриан — это шедевр двадцатого века."
— Ив Сен-Лоран.
Дом мод Ива Сен-Лорана.
1988 год.
Именно "образы в духе Мондриана" положили начало тому, что в последствии стало обычной практикой для Ива Сен-Лорана: творить моду, полагаясь на искусство.

Он коллекционировал картины Ван Гога, Матисса, Брака и Пикассо и мог создавать модели одежды, черпая их из живописи. В 1988 году Сен-Лоран создал серию расшитых бисером жакетов, каждый из которых был выставлен на продажу за 85 000 долларов; образцами для вышивки стали "Подсолнухи" и "Ирисы" Ван Гога - на тот момент две самые дорогие в мире картины.
Природа — излюбленная тема в японском искусстве. Ирисы часто изображают на гравюрах, в интерьерах храмов и на текстиле. Они особенно часто встречаются на знаменитых складных ширмах Огаты Корина (1658-1716 гг.) и на гравюрах Кацусики Хокусая (1760-1849 гг.). После Всемирной выставки 1867 года, на которой Япония впервые официально представила свои работы, зародилось движение «японизм». Это повлияло на таких художников, как Винсент Ван Гог (1853–1890 гг.), чья картина «Ирисы» 1889 года (хранится в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе). Сен-Лоран продолжил в том же духе, когда для коллекции весна-лето 1988 года он создал жакет, расшитый Maison Lesage (на ручную вышивку ушло более шестисот часов), на котором была изображена картина Ван Гога "Ирисы". Этот жакет был расшит бисером, лентами и 250 000 пайетками в двадцати двух цветах.
«Я всегда восхищался живописью, поэтому было вполне естественно, что она вдохновляла меня на создание новых вещей».
- Ив Сен-Лоран
За год до показа Ива Сен-Лорана в Париже картина Ван Гога «Натюрморт: ваза с пятнадцатью подсолнухами» (1889), последняя из серии из семи картин Ван Гога «Подсолнухи», была продана на аукционе «Кристис» в Лондоне за рекордную сумму в 29 миллионов фунтов стерлингов — на тот момент это была самая высокая цена, когда-либо заплаченная за картину на аукционе.
Винсент Ван Гог, «Натюрморт: ваза с пятнадцатью подсолнухами» (1889). Продана на аукционе «Кристис» в Лондоне в 1987 году за 29 миллионов фунтов стерлингов, что на тот момент было самой высокой ценой, когда-либо заплаченной за картину на аукционе.
«О продаже писали во всех новостях, — вспоминает Камилла де Фореста (специалист аукциона Кристис) - Это не только познакомило публику с серией, но и, возможно, вдохновило Ива Сен-Лорана посвятить ему это сокровище высокой моды».
Жакет, который супермодель Наоми Кэмпбелл надела на подиум, теперь хранится в музее Ива Сен-Лорана в Париже.
Три десятилетия спустя жакет Saint Laurent с ирисами был продан на аукционе за 175 500 евро, а один из четырёх жакетов с подсолнухами был продан за 382 000 евро. Помимо того, что эти жакеты принесли ошеломляющие суммы на аукционе, они поднимают вопрос: можно ли считать дизайн Saint Laurent искусством?
Эпилог
Связь между модой и искусством со временем только укреплялась по мере того, как всё больше музеев по всему миру организовывали и представляли выставки костюмов. В феврале 2022 году «Ив Сен-Лоран в музеях», одновременная выставка, проходившая в шести ведущих парижских культурных учреждениях и посвященная 60-летию показа первой коллекции под личным брендом дизайнера, продемонстрировала талант Сен-Лорана, его творческий процесс и увлечение искусством на протяжении всей жизни. Приняли участие шесть музеев: Лувр, Музей Орсе, Центр Помпиду, Музей современного искусства Парижа, Музей Пикассо и Музей Ива Сен-Лорана.

В Центре Помпиду выставке отвели два этажа. В зале Делоне выставлено платье из коллекции «Посвящение Пикассо и Дягилеву» (осень-зима 1979 года), в котором отражено влияние украинско-французской художницы Сони Делоне. А зелёная меховая шуба из коллекции «Scandale» 1971 года находится рядом с картиной «Сделано в Японии. Большая одалиска». Это поп-работа Марсьялья Райса, современника кутюрье.
Картина Марсьялья Райса рядом с изумрудно-зелёной лисьей шубой из весенне-летней коллекции Ива Сен-Лорана 1971 года. Фото: Hélène Mauri / Artnews.com
Ряд отсылок очевиден. Например, коктейльное платье из шерстяного джерси сочетается с «Композицией в голубом, синем и белом цвете II» (1937) Пита Мондриана. Когда Сен-Лоран решил посвятить свою осенне-зимнюю коллекцию 1965 года голландскому художнику, того знали только искусствоведы. Платья привлекли внимание французской публики к его творчеству. Фото: Julien Mignot / New York Times
Музей современного искусства в Париже сфокусировался на цвете, который Сен-Лоран стремился «привести в движение». Учреждению, галереи которого часто залиты естественным светом, пришлось частично перетасовать свою постоянную коллекцию. Это позволило сделать акцент на тканях, которые использовал дизайнер. Так, в зале Боннара картины «Сад» (ок. 1937) и «Обед» (ок. 1932) были перемещены на задний план, чтобы подчеркнуть два наряда из органзы, которые явно вдохновлены художником-набидом.
«Наби» (переводится с древнееврейского как «пророк») - французская художественная группа, основана Полем Серюзье в Париже в 1888 году. Название предложил поэт и специалист по древневосточной словесности Огюст Казалис, когда в 1888 году они впервые заговорили об общих художественных целях: верили в совершаемый ими переворот в искусстве. Набиды признавали, скорее, мистическую роль художника как священника, посредника, раскрывающего невидимое.
Два платья Ива Сен-Лорана, вдохновлённые Боннаром, на фоне картин художника. Фото: Hélène Mauri / Artnews.com
Но, пожалуй, самая впечатляющая инсталляция — это настенная роспись Рауля Дюфи «Волшебное электричество» (1937) размером с комнату, в которой стоят три ярких платья цвета драгоценных камней.
Музей Орсе сосредоточился на литературных предпочтениях кутюрье, который был большим поклонником Марселя Пруста. Считается, что роман «В поисках утраченного времени» вдохновил Сен-Лорана на один из самых знаковых и новаторских дизайнов — смокинга для женщин.
Пять из них — в том числе первый, пошитый в 1966 году — стоят перед большими часами Орсе. Рядом — два платья в стиле Прекрасной эпохи, созданные для Бала Пруста в 1971 году. В одном красовалась актриса Джейн Биркин — оно из крепа цвета слоновой кости с широкими у плеча и зауженными от локтя до запястья рукавами и гипюровым кружевом. Другое придумано для хозяйки бала Мари-Элен де Ротшильд — из атласа цвета слоновой кости с чёрной отделкой.

Фрагмент экспозиции в Музее Орсе. Фото: Nicolas Mathéus / Numero.com
Музей Пикассо пошёл по единственному возможному пути. Ив Сен-Лоран цитировал картины испанского мастера на протяжении всей своей карьеры. Тёмно-синий жакет, представленный здесь, — точная копия одежды модели на «Портрете Нюш Элюар» (1937).
Вид инсталляции «Ив Сен-Лоран в музеях», 2022, Музей Пикассо, Париж. Слева: Пабло Пикассо, Портрет Нюш Элюар, 1937. Холст, масло, 92 x 65 см. Справа: Ив Сен-Лоран, Куртка в стиле Пабло Пикассо, осень-зима 1979. Синяя, черная и белая шерсть.
В Лувре организаторы могли провести диалог модельера с испанскими художниками Гойей и Веласкесом или с мастерами эпохи Возрождения. Но они предпочли галерею Аполлона, где с 1887 года хранятся драгоценности французской короны. Среди четырёх выставленных там жакетов особо выделяется один. Он называется «Hommage à ma Maison» («Дань моему дому», весна-лето 1990) и был сделан в знак благодарности людям, которые работали с Ив Сен-Лораном.
Жакет «Hommage à ma Maison» Ива Сен-Лорана из коллекции 1990 года. Фото: Julien Mignot / New York Times.

Предмет одежды пошит из органзы, густо инкрустирован горным хрусталем и украшен золотыми нитями. Он представлен рядом с коллекцией предметов из резного горного хрусталя, принадлежавшей королю Людовику XIV. Экспозицию дополняет подвеска в виде сердца из стразов и литого стекла, которую Ив Сен-Лоран отдавал любимой модели перед показом.

Наконец, в Музее Ива Сен-Лорана в Париже, расположенном в бывшей студии кутюрье, посетители могли полюбоваться одной из курток с подсолнухами и получить представление о творческом процессе дизайнера. Удивительное количество эскизов свидетельствовало о плодовитости Сен-Лорана. Например, при подготовке к своей первой коллекции Dior он нарисовал шестьсот эскизов всего за пятнадцать дней. Сен-Лоран признавал, что его творения давались ему нелегко, «три недели из четырёх я ждал щелчка, который приводил мои фантазии в движение, приближая их к физическому миру. Это не похоже на дар, но я знаю, что это так».

Сен-Лоран инициировал диалог между искусством и модой и заложил основу для современных брендов, которые продолжают создавать образы, вдохновлённые искусством.
«Моё оружие — это то, как я смотрю на своё время и искусство своего времени».
— Ив Сен-Лоран.
Этот процесс, возможно, был частью его собственного пути к знаниям, способом лучше понять художников, которыми восхищался Сен-Лоран, применяя их учения в своём ремесле. Он понимал, что это была его гениальная зона. Погружался в реальные и воображаемые миры — и из них он выходил с реальными моделями, воплощавшими суть носимого искусства.

Можно ли считать Сен-Лорана художником? Можно ли поставить его дизайн в один ряд с изобразительным искусством?

В мире искусства границы часто размыты. Мы смотрим на искусство субъективно — красиво ли произведение или нет? — и учитываем его исторический контекст — было ли оно революционным в своё время, даже если сейчас кажется обыденным? Что отличает искусство от ремесла? Как мы определяем, что же является искусством, и где в этом спектре находится мода?
Дорогие друзья, я буду очень надеяться, что детальное погружение в описанные модели вас так же впечатлило как и меня! Для меня мода, созданная рукой художника - это безусловное и безоговорочное искусство! А что скажете вы?
Возможно, вам будет интересно почитать и следующие статьи, где мода или её отдельные произведения я рассматривала, как предмет искусства. Вам могут понравиться эти статьи:

Что такое Haute Couture (Высокая мода)? Кто ее создает и кто покупает?

Все, что показывают на подиуме - это Высокая мода?
Думаю, многие до сих пор не понимают, чем отличаются подиумные коллекции, и почему далеко не все, что мы видим на разных Неделях, заслуживает гордого звания Haute Couture.

"То, что не видно, требует больших усилий, чем то, что на виду"

Эти слова принадлежат креативному директору Dior Марии Грации Кьюри. И именно под этим лозунгом я бы хотела рассмотреть вместе с вами детали коллекции "От-кутюр осень-зима 2022-2023".

Платье - экспонат. Чарльз Джеймс.

«Великий дизайнер не ищет признания. Он бросает вызов популярности и силой своих убеждений в конце концов делает популярным то, что публика ненавидит с первого взгляда."
Всем большое спасибо за внимание и терпение!

С уважением,

Салтыкова Ольга
Портной|Автор статьи
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в Дзен, ВК и Инстаграм (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей компании
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Читайте также:
Показать еще